Настроены
ли Вы на то, чтобы выжить в цифровых джунглях?
___Переход от промышленной экономики XX века
к цифровой экономике XXI века по прогнозам экспертов принесет удачливым
предпринимателям как минимум удвоение их доходов. Это означает, что у любого
бизнеса в недалеком будущем существует два пути - или переход на "цифровые
рельсы" или неизбежная гибель, которую также принесут и половинчатые
меры внедрения информационных технологий электронной коммерции. В течение
буквально нескольких следующих лет предпринимателями, которые останутся
в живых, будут владельцы электронного бизнеса, те же, кто не сможет осуществить
указанный переход будут либо распроданы с молотка, либо попросту исчезнут.
___Если Вы собираетесь уцелеть под напором
наступающей цифровой экономики, Вам необходимо уяснить, что в настоящее
время происходит в нашем обществе и его экономической основе, а также сделать
из всего этого выводы применительно к развитию своего предприятия.
___Мы вступили в новою эпоху цивилизации -
информационную эру, которая, как уже считается доказанным, принципиально
отличается от промышленной (индустриальной) эры, в которой большинство из
нас родились и выросли, точно так же как и промышленная эра с ее самолетами
и автомобилями отличалась от достаточно примитивных агрокультурных эпох,
ей предшествующих. Журнал "Business Week" описывает ситуацию следующим
образом: "Информационные технологии уже проникли во все сферы производства.
Активное внедрение информационных технологий повышает продуктивность производственных
процессов, снижает расходы, уменьшает количество необходимого инвентаря,
прокладывая дорогу электронной коммерции. Иными словами, информационные
технологии - опережающие свое время технологии, подобные железным дорогам
в XIX веке и автомобилю в ХХ".
___В 1965 году Гордон Мур, один из основателей
корпорации INTEL предсказывал, что в процессе технического прогресса мощность
компьютерного процессора будет удваиваться каждые 18 месяцев. Сегодня, спустя
более 30 лет с момента вынесения данного предсказания, оно, ныне именуемое
"законом Мура" доказало свою правдивость и неограниченность в
перспективе.
___В начале 1998 года в лабораториях был протестирован
первый компьютерный процессор, работающий на частоте гигагерца. В конце
все того же 1998 года компания IBM продемонстрировала самый быстрый компьютер
того времени - компьютер, способный без ошибок выполнять 3,9 триллиона операций
в секунду. Этот показатель в 15000 раз выше, чем у наилучшего персонального
компьютера, существовавшего в 1999 году, указанный компьютер также превосходил
пользовательский PC по объему оперативной памяти в 80000 раз. Несмотря на
такой прогресс, большинство пользователей смогут позволить себе обладание
такими машинами не ранее 2010 года.
___Однако не только мощность компьютеров стремительно
растет, но и в не меньшей степени падают цены на компьютерное оборудование.
Мощность компьютера принято измерять в миллионах операций в секунду. В 70-е
годы прошлого века приобретение компьютерного процессора, выполнявшего 1
миллион операций в секунду обошлось бы покупателю в несколько сотен тысяч
долларов, в 1991 году его средняя цена составляла уже 230 долларов, в 1994
году - 50 долларов, в 1995 году - 16 долларов, а в 1997 - уже 3,2 доллара.
Данная тенденция легко толкуема: необходимо уже сейчас заняться разработкой
бизнес-моделей и бизнес-процессов применимо к будущему, в котором супермощность
компьютера будет практически бесплатной, подобно воздуху, которым мы дышим.
___Возможности передачи данных на дальние расстояния
также стремительно расширяются. За несколько лет скорость модемных соединений
возросла с 14.4 до 54 кб/с, но и последняя скорость уже уходит в прошлое
благодаря кабельной модемной связи и телефонным линиям типа ADSL. Данные
средства коммуникации позволяют осуществлять передачу данных на скоростях
6 - 10 мб/с, что в сотни раз превышает показатель обычных модемов на 54
кб/с.
___Но и данные цифры представляют собой каплю
в море по сравнению с новейшими исследованиями. Компания Lucent Technologies
уже разработала и протестировала оборудование, позволяющее осуществлять
передачу данных со скоростью около 1000 гб/с. Для наглядности простой пример
- на данной скорости процесс скачивания из Сети видеофильма протяженностью
в 3 часа занимает меньше секунды.
___В то же время, как представляется, беспроводные
средства коммуникации все же одержат верх в развитии информационного мира.
Так, 1 ноября 1998 года состоялось официальное открытие спутниковой сети
компанией Motorola. Указанная сеть, состоящая из 66 спутников, вращающихся
на низкой орбите - прекрасный пример беспроводной сети передачи голосовых
и иных данных по всему земному шару. Точно такая же сеть была открыта в
том же 1998 году компанией Teledesic Corporation, но их сеть состояла из
268 спутников, также низкоорбитальных, которая к 2002 году стала крупнейшим
провайдером беспроводной Internet-связи и мультимедиа-коммуникаций. Таким
образом, можно говорить о развитии "небесного Internet".
___Попробуйте правильно закончить предложение:
"В Токио телефонов больше чем в…". Ответ к данной задаче следующий:
"В Токио больше телефонов, чем на всем Африканском континенте".
Возможно, количество абонентов коммутируемых телефонных сетей в Африке никогда
не сравнится с их количеством в Токио, однако в течение последних десятилетий
она построила достаточно развитую инфраструктуру информационных технологий,
внедряемых во все сферы жизнедеятельности. Технологии беспроводной цифровой
связи в настоящее время создают центры Информационной Эры в тех участках
земного шара, где отсутствие традиционных средств связи и развитой экономики
отбрасывает уровень развития на сотни лет назад. И в итоге, "третий
мир" успешно догоняет развитые страны.
___Сочетание возрастающих возможностей обработки
и передачи данных предоставляет в результате человечеству возможности доселе
невиданные. Судите сами: уже созданы первые устройства, позволяющие общаться
в реальном времени людям, говорящим на разных языках, путем автоматического
перевода информации на язык оппонента. С другой стороны - цифровые "дороги",
позволяющие не выходя из дома, подключиться к всемирной сети, открывают
беспрепятственный доступ к общемировому хранилищу самой различной информации.
Так называемые "комнаты виртуального общения" избавляют людей
от необходимости личных встреч и связанных с этим расходов на авиационные
и железнодорожные билеты (не говоря уже о затратах времени), а телефонная
спутниковая связь позволяет совершать телефонные звонки в любую точку планеты.
___Все указанные выкладки были сделаны мною
исключительно для того, чтобы в соответствующем контексте поставить Вам
вопрос: как соотносятся с Вашими планами происходящие в мире, в экономике
и жизни "цифровые" события? Каким образом Вы собираетесь использовать
указанные достижения в управлении Вашей организацией и обеспечении ее развития,
как Вы представляете себе использование передовых технологий с полной отдачей?
___Помогу Вам начать: попробуйте спрогнозировать
развитие отрасли, в которой Вы работаете, в недалеком будущем, примерно
в течение ближайших пяти лет. И попытайтесь ответить на следующие вопросы:
___- какие рынки следует принять в зону повышенного
внимания?
___- кто будет Вашим клиентом?
___- каким образом Вы собираетесь достигнуть
контакта с ними?
___- кто будет Вашим основным конкурентом?
___- какие преимущества помогут Вам выжить
в конкурентной борьбе?
___- какие ресурсы Вы собираетесь использовать?
___- что поможет Вам стать и остаться уникальным
в глазах клиентов?
___Ответ на данные вопросы предлагает скорее
предусмотрительность, нежели прогноз в традиционном смысле. Осознание разницы
между двумя этими категориями - ключ к успеху. Прогноз состоит в том, чтобы,
проанализировав сегодняшнюю ситуацию, предположить на основе определенных
данных, что произойдет завтра, в то время, как предвидение заключается в
том, чтобы, на основе использования прогнозов, говорящих о том, что должно
случиться завтра, предпринять все необходимые меры на каждом временном отрезке
для достижения желаемого результата.
___Индустриальное предвидение требует глубоких
знаний ключевых закономерностей развития отрасли промышленности, в которой
Вы работаете, демографии, образа жизни клиентов, а также иных тенденций
развития, которые, внедряясь в практику, изменяют правила экономической
игры. Только на основе такой базы Вы сможете создать конкурентоспособное
пространство деятельности и быть уверенным в том, что Ваше предприятие выживет
и будет преуспевать в условиях цифровой экономики XXI века.
___Исследования, опубликованные в Harward Business
Review, наглядно выявили, что именно помогает коммерческим компаниям выжить
и добиться успеха в условиях современной цифровой экономики. Согласно данным
исследованиям, наибольшего успеха добиваются те компании, которые превосходят
своих конкурентов по трем основным показателям - качеству, скорости и стоимости.
___Качество уже не просто условие конкурентоспособности,
а ее необходимый элемент. Не надо лишний раз напоминать о том, что товары
и услуги непревзойденного качества - одна из предпосылок успеха. К тому
же, указанные компании с большей скоростью, чем конкуренты, приспосабливаются
к нуждам своих клиентов и выводят на рынок новые товары и услуги. И, наконец,
стоимость этих товаров и услуг значительно ниже, чем у их соперников. Вот
и весь секрет.
___Каким же образом Вы можете повысить качество
своих товаров и услуг, сократить процесс их разработки и производства, снизив
тем самым показатель скорости, а также минимизировав их стоимость? Большинство
предпринимателей сегодня отвечают, что это - самая сложная задача, с которой
сталкивается бизнес и, в конечном итоге, это невозможно.
___Действительно, это невозможно - в условиях
огромного объема бумажной работы и традиционных средств и методов управления
и развития предприятия, доставшихся нам в наследство от промышленной эры
ХХ века. Единственный способ добиться указанного результата - цифровое преобразование
бизнес-моделей и безнес-процессов, то есть превращение коммерции в электронную
коммерцию. Предел развития, положенный традиционными принципами, способами
и технологиями в этом случае отпадает сам собой.
___Необходимость такого преобразования обусловлена
рядом причин.
___Во-первых, клиенты требуют в настоящее время
индивидуального подхода как к ним самим, так и к их нуждам и интересам.
___Во-вторых, конкуренция становится все более
жестокой и коварной. Где мировой рынок - там и мировая конкуренция, отличия
ее от местной, как представляется, объяснять не надо.
В-третьих, в условиях все более нарастающих и ускоряющихся технологических
преобразований, информационные технологии не просто меняют природу предлагаемых
товаров и услуг, но и наряду с эти становятся грозным оружием в конкурентной
борьбе.
___В-четвертых, большинство предприятий имеют
бизнес-процессы, распадающиеся на несколько этапов. Все они построены на
организационных структурах уходящей в прошлое индустриальной эры, где информация
стекается от периферии к центру, а информационное развитие самой периферии
оставляет желать лучшего. Данный принцип должен быть полностью искоренен,
ибо информационное развитие периферии приобретает все большее значение.