Навигация в бурном море Интернета.
Развитие виртуального
мира веб-сетей, в безграничном информационном море которых теряются все
берега и прочие ориентиры, ведет к тому, что управление бесчисленными
информационными потоками можно смело возводить в ранг искусства и
снимать перед специалистами оного профиля головные уборы (возможно,
даже, вместе с волосами).
Конечно, каждый автор или
владелец сайта хочет, чтобы именно ему посетители Сети уделяли особое
внимание. Может быть, это ценно только для вашего личного тщеславия, а
может, от этого напрямую зависит становление и развитие вашего любимого
бизнес-детища.
Настоящее, как говорится,
всегда чревато будущим. Так что же надо сделать сегодня, чтобы ваше
завтра было “завтром” преуспевающего человека, а не этакого неудачника
по жизни? Как добиться желаемого? "Э-хе-хе, - говорят все учебники по
бизнесоведению. - Вы не должны ориентироваться на краткосрочные
перспективы, вы должны изучать целевой рынок, вы должны искать
индивидуальный подход к каждому клиенту и дать ему именно то, в чем он
нуждается". Но как же во всем этом разобраться, если Интернет – это
сфера, в первую очередь, виртуального общения, несмотря даже на вполне
весомую реальность предоставляемых услуг? И вот тут на сцену выходит
наш главный герой - интернет-статистика посещений. Именно она должна
рассказать вам о ваших посетителях все, что вы хотели знать, но боялись
спросить: кто они, откуда и как попали на ваш сайт, что, сколько
времени и на каких страницах делали, какие у них компьютеры и системное
обеспечение, почему, как, когда и куда ушли. По идее, проведя
полноценное исследование, основанное на этих данных, вы сможете наконец
ответить себе на вопрос о том, кто является потребителем ваших услуг и
что вы можете для него сделать.
А теперь, после столь
радостной заявки, перейдем к практическому заданию. Какие высокие
технологии обслуживают сегодня рынок интернет-статистики? Если не
вдаваться в многочисленные технические детали, можно выделить всего две
возможности сбора интересующей вас информации: счетчики и программы
лог-анализаторы. О первых знает или догадывается любой, даже "не сильно
продвинутый" пользователь веб-ресурсов. Обычно выглядят они как
маленькие картинки, которые располагаются в углу странички и каким-то
загадочным способом пересчитывают всех посетителей сайта. Если у вас
свой сайт, то вы наверняка пользуетесь бесплатными услугами популярных
счетчиков-рейтингов Rambler ТОP 100 или TOPMail. Или, проникнувшись серьезностью проблемы, платите за работу профессиональных счетчиков, к примеру, SpyLOG'а или HotLog'a.
Так что же мы можем требовать и
что же мы можем получить от счетчика? Ну, во-первых, все они очень
разные. И, присматривая счетчик для себя, прав окажется тот, кто будет
выбирать его как щенка – по хорошей родословной. Нет, конечно, можно
оценивать и по внешнему виду, благо ныне многочисленные серверы,
специализирующиеся на "стат-услугах", способны предоставить вам на
выбор огромное количество картинок, рассчитанных на вкус самого
капризного дизайнера. Однако главное в счетчике – это его
функциональность: отслеживание пути посетителя по сайту, оценка времени
пребывания пользователя на сайте, составление портрета аудитории. Очень
важна и техническая поддержка. Если вы пользуетесь внешним счетчиком,
т.е. расположенным на чужом сервере, то система, предоставившая вам
счетчик, должна справляться с обработкой поставляемой информации.
В общем и среднем, к современному счетчику можно смело предъявлять следующие требования:
- Он должен определить, кто
пришел. При этом информация о пользователе, заглянувшем на Ваш сайт,
обычно включает его IP-адрес, версию браузера и используемую
операционную систему.
- Он должен знать, откуда заглянул посетитель.
- Он должен подсчитать время нахождения посетителя на сайте и пребывания его на каждой отдельно взятой странице.
На основании этих данных делаются расчеты и предоставляются следующие отчеты, необходимые Вам для исследования аудитории:
- Отчет о динамике посещений.
Изменения количества посещений во времени должны учитываться при
анализе успеха проекта и эффективности сопутствующей ему рекламной
кампании.
- Отчет – характеристика посетителей, включающая данные о географическом разбросе любопытствующих.
- Отчеты по источникам
прихода посетителей. Один из наиболее важных отчетов должен говорить,
как минимум, о ваших успехах на рекламном поприще.
- Характеристики программного обеспечения посетителей. Эти данные будут, безусловно, полезны для дизайнерских работ на сайте.
Так вот, все современные
счетчики вполне могут собрать указанную выше информацию и предоставить
соответствующие отчеты, которые вы, в свою очередь, можете
использовать… на свой страх и риск. Почему? Потому, что ни один из
существующих на данный момент счетчиков не может предоставить вам точной информации
в силу ряда вполне объективных причин. И в силу сложившейся ситуации их
можно рассматривать как финансово малоуспешную и тупиковую ветвь
эволюции.
Так какие же погрешности работы счетчиков делают их вычисления весьма и весьма приблизительными?
Во-первых, счетчики,
использующие запрос к графическому элементу, не считают пользователей с
отключенной в браузере графикой. Во-вторых, счетчики, использующие
Javascript, не считают пользователей, отключивших у себя
java-поддержку. В-третьих, идентификация пользователей по
ip-адресу/хосту не является достоверной, так как существует возможность
того, что из нескольких компьютеров, работающих через один
прокси-сервер, например, на рабочем месте или в интернет-кафе, к вам
заглянули разные посетители или, напротив, разные адреса получил от
провайдера один пользователь модема. Наконец, в четвертых, пятых и
..ых, существуют многочисленные проблемы, связанные с работой, задачами
и ограничениями сервера, обслуживающего счетчики, проблемы с
использованием вами разных браузеров, а счетчиками специальных,
шпионских по своей сути, файлов "кукиз".
"О-го-го, так недолго больше
потерять, чем найти",- скажет задумчиво пользователь, соглашаясь с
простой житейской истиной о том, что неправильное знание хуже, чем
незнание. А что же могут эти самые, как их там, лог-анализаторы? А
лог-анализаторы, в свою очередь, действительно могут даже очень того.
Среди наиболее популярных можно выделить WebTrends, Advanced Log Analyzer, Absolute Log Analyzer, Log Analyzer.
Первые являются западными и к российскому рынку, к сожалению, мало
применимы. А Log Analyzer от NetPromoter дальнейшего развития так и не
получил, так как компания нацелена на программное обеспечение для
раскрутки сайта. Но все-таки данные программы способны более прицельно,
вплоть до мелких деталей, собрать ту же информацию, что и счетчики и
построить для вас значительно более развернутые, гибкие и иногда
нестандартные отчеты. Ведь, по своей сути, анализируемые лог-файлы
являются своеобразными "бортовыми журналами" веб-сайта. Такой файл
фиксирует практически любую активность пользователей. Поэтому, в
отличие от счетчиков, лог-анализаторы способны оценить визиты
многочисленных роботов, загрузки всевозможных файлов (мультимедиа или
картинок) и, например, хакерские атаки. При этом статистика не зависит
от пропускной возможности канала и загруженности сервера. Но при всех
этих далеко нескромных способностях есть у лог-анализаторов ахиллесова
пята – они так же, как и большинство счетчиков, не разбираются в
проблемах захода разных пользователей с одного ip-адреса или одного - с
разных. Однако для счетчиков эта проблема частично решаема посредством
использования уже упомянутых "куков". Такие файлы, прикрепляясь к
вашему компьютеру, резко повышают возможности отследить уникальных
пользователей с одного хоста (если, конечно, вы не желаете сохранить
анонимность, запретив установку таких файлов).
"Эврика! - восклицает
пользователь и падает в бассейн за яблоком, отскочившим от его головы.
- Проще некуда! Будем использовать возможности и того и этого и еще
чего-нибудь. И, наконец-то, достигнем своей цели. Получим хорошую и
грамотную статистику".
"Ага, - говорят ехидные
специалисты, - не так уж все просто. Попробуй вручную разберись-ка с
тем, что тебе "наанализировал" твой лог-анализатор. Увязнешь в деталях!
А что ты будешь делать с данными разных счетчиков, если они будут
различаться в несколько раз? То-то же!"
Вот так и получается, что для
удобства пользователя надо все достоинства счетчиков и лог-анализаторов
объединить в одном продукте. Конечно, многие пытаются это сделать сами,
но, как показывает практика, тяжело совместить счетчик и лог-анализатор
от разных компаний, особенно, если один считает в попугаях, а другой –
в удавах. И снимать перед ними шляпу (возможно, даже, вместе с
волосами). И идти дальше по жизни преуспевающим человеком, твердо
уверенным в правильности принимаемых решений.
|